3 июня 2010 г.

Red Bull Racing: столкновение в Турции – вопросов больше, чем ответов

Может быть, уже начал забываться недавний инцидент на трассе Istanbul Park, когда во время Гран-При Турции в борьбе за победу столкнулись пилоты Red Bull Racing – австралиец Марк Уэббер (Mark Webber) и немец Себастьян Феттель (Sebastian Vettel). Казалось бы, какой смысл возвращаться к событиям турецкого Гран-При, если скандал в команде будто удалось полностью разрулить – руководство сделало свои выводы, столкновение признано гоночным инцидентом (хоть и не совсем обычным), состоялось объяснение обоих пилотов… Вот только уйма вопросов пока остаются без ответов.


Прежде всего, многие наверняка хотели бы узнать – что же на самом деле произошло на сороковом круге гонки? По горячим следам Хельмут Марко (Helmut Marko), консультант Red Bull Racing, во всем обвинил исключительно Уэббера – дескать, австралиец «хлопнул дверью» в тот момент, когда проиграл поединок за лидерство своему одноклубнику. Чуть позднее некоторые (в том числе и сам Уэббер) отметили тот факт, что в момент обгона Феттель внезапно ушел вправо – что и привело к столкновению. Общий итог вроде бы подвел шеф Red Bull Racing Кристиан Хорнер (Christian Horner) – в этом эпизоде оба пилота оказались весьма бескомпромиссными и не пожелали уступить друг другу, в результате чего гонка была проиграна командой вчистую. Зато сам инцидент как бы остался за кадром.



Остается только изучать видеозаписи и строить догадки об истинных причинах происшествия. Теоретически, можно докопаться и до данных телеметрии – вот только разобраться в них сумеют разве только инженеры-специалисты да технические эксперты… В общем, обвинить успели и Уэббера, и Феттеля – как вместе, так и по отдельности… Интересно только, а почему все обсуждение ситуации свелось исключительно к «человеческому фактору», то есть к возможным ошибкам пилотов?! Кажется немного странным, что в момент обгона болид Феттеля начал внезапно рыскать, а потом вообще «уплыл» вправо. Одной из причин такого поведения машины мог стать заезд левыми колесами на обочину, в результате чего болид может мгновенно "размотать" и вынести с трассы. Но попутно родился наивный вопрос профана – а не могла ли авария стать результатом аэродинамического взаимодействия гоночных болидов, которые несутся по трассе бок о бок, на скорости далеко за двести километров в час? Тут количество факторов начинает исчисляться десятками – разница в скорости болидов, расстояние между ними, направление воздушных потоков от антикрыльев и колес, направление ветра, рельеф трассы и т.д. Но это уже вопрос к специалистам по аэродинамике – например, к тому же Эдриану Ньюи (Adrian Newey), шеф-дизайнеру Red Bull Racing и создателю шасси RB6.

Что намерены предпринять в команде в будущем? Внушение обоим пилотам уже сделано – по идее, в дальнейшем Уэббер с Феттелем будут избегать подобных ситуаций. Вот только удастся ли? Не закончится ли турецкая история введением командной субординации в Red Bull Racing, с четким разделением обязанностей гонщиков? И кто в этом случае станет первым номером? Почему-то кажется, что это будет отнюдь не Марк Уэббер – несмотря на его нынешнее лидерство в чемпионате мира. Есть один интересный факт – Себастьян Феттель является самым молодым в истории Формулы-1 обладателем поула (21 год 72 дня, Гран-При Италии 2008 года) и победителем гонки (21 год 73 дня, Гран-При Италии 2008 года).Сейчас же Себастьян способен стать самым молодым чемпионом мира в истории Формулы-1 – через месяц, в июле немцу исполнится только 23 года. Неужели руководство Red Bull Racing не планирует войти в историю подобным образом? Особенно если учесть тот факт, что компания Red Bull уже много лет раскручивает обширную программу по поддержке молодых пилотов практически во всех автоспортивных дисциплинах.

Согласится ли Уэббер на роль второго номера команды – например, в обмен на контракт на будущий сезон? Все-таки австралийцу скоро исполнится 34 года – довольно солидный возраст по меркам современной Формулы-1, где 30-летние пилоты уже ходят в ветеранах, а Михаэль Шумахер в свои 41 год считается настоящим дедушкой. Вот только никому не известно, будет ли у Марка в будущем столь реальный шанс побороться за титул чемпиона мира – особенно если его напарником останется молодой талантливый Феттель, да еще и в чемпионском ранге.

Павел Скобленко
© Фото EPA и Bulent Kilic/AFP/Getty Images

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Как любят говорить наши "друзья" ГАИшники - тут явная обоюдка... И, кстати на этом фоне куда красивее повели себя Хэмилтон и Баттон... :-)